Являются ли хорошие оценки в школе предпосылкой к успеху ребенка во взрослой жизни
Если вы думаете, что успех детей можно активировать, настаивая на хороших оценках в школе, вы ошибаетесь: оценивание и его роль в будущем человека немного преувеличена. Было проведено много исследований, изучавших связь между хорошими школьными оценками и будущим успехом, в ходе которых не обнаружилась никакая прямая корреляция.
Мнение психологов следующее: «Школьные оценки – это социальное соглашение, неопределенно соответствующее реальным успехам ребенка».
Сегодня условия и форма успеха в жизни кардинально меняются. Гораздо важнее оценок тот факт, способен ли ребенок обрабатывать полученную информацию. Интересует ли его один из предметов настолько, что он готов заниматься им вне школы. Есть ли у него желание рассказать, что выучил в школе. Способен ли устанавливать межличностные отношения и поддерживать их. Хочет ли открыть для себя окружающий мир. Сама жизнь важнее оценок.
Не будьте для ребенка дворецким
Психолог Джули Литкотт-Хаймс из Стэндфордского университета выдвинула и другие интересные идеи. В лекции, которую в рамках TED Talks Live можно найти в интернете, она представила родителей несколько смешными. Особое внимание было уделено родителям, пытающимся защитить своих детей любой ценой, постоянно «водя их за руку».
«Некоторые родители думают, что они должны спорить непосредственно с каждым учителем, директором, тренером, быть для своего ребенка дворецким, камердинером, личным секретарем», – говорит о «родителях-защитниках» психолог. Она признает, что этот этап прошла сама. Дж. Литкотт-Хаймс также сказала, что тратила много времени на «крики, убеждения, предложения, помощь, переговоры». Но, согласно психологу, забота о том, чтобы ребенок ничего не испортил, не навредил будущему, контрпродуктивна.
Что можно испортить?
По словам Дж. Литкотт-Хаймс, описанное выше поведение родителей имеет три плохих последствия:
- Дети чувствуют, что они ценятся только за достигнутые результаты.
- Родители посылают им сигнал о незаменимости своей заботы: «Вряд ли что-то получилось бы без родительской помощи».
Дети теряют self-efficacy, что можно перевести как «восприятие самоэффективности». Дж. Литкотт-Хаймс считает это основным принципом человеческой психики, являющимся более важным, чем уверенность в себе. Self-efficacy формируется, когда человек видит, что его действия ведут к результатам. Когда он что-то делает не так, ошибается, снова начинает сначала… «Чтобы развивать самоэффективность, нужно думать, решать, планировать, делать, надеяться, справляться, мечтать, жить свою жизнь», – говорит эксперт.
Так к чему же приводит чрезмерное «воспитание детей? Максимум к успеху в узком смысле этого слова, к краткосрочным победам, таким, как получение 1-го места в тесте или достижение лучшего результата в матче.