Что должен знать и уметь ребенок перед школой
Первый класс – очень ответственный период для детей. В настоящее время для того, чтобы быть успешным в школе, ребенок должен обладать достаточно большим набором знаний и умений. В противном случае, ему придется тяжело.
Как определить готовность к школе?
Критерии определения готовности в школе включают в себя два аспекта: психологический и интеллектуальный. Их стоит рассмотреть отдельно.
Интеллектуальная готовность – это знания, усвоенные будущим учеником из разных областей: чтение, математика, окружающий мир.
Вот список таких знаний и умений:
- произносит все звуки;
- знание всех букв;
- чтение по слогам и понимание прочитанного;
- умение составить небольшой связный рассказ из трех-четырёх предложений;
- отличает понятия «буквы» и «звуки»;
- может определить гласный звук или согласный, твердый или мягкий;
- подбирает слова на заданную букву, определяет местоположение конкретного звука в слове;
- рассказывает стихи, которые нравятся.
Также стоит обратить внимание на математические знания, а именно:
- считает от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- решает самые простые задачи на сложение и вычитание;
- может поставить знаки «больше», «меньше» или «равно»;
- решает примеры в пределах 10;
- умеет назвать и нарисовать простые геометрические фигуры;
- различает понятия «право», «лево», «над», «под»;
- копирует простые рисунки по клеткам.
Часто родители ограничиваются знаниями по чтению и математике, отметая необходимость знания общей информации и об окружающем мире.
Ниже приведены примеры таких знаний:
- фамилию, имя, отчество, адрес и телефон (желательно);
- место работы своих родителей и в чем заключается их деятельность;
- страна (и столицу), область и город проживания;
- времена года и названия месяцев, дней недели;
- различия времен года и изменений в соответствии с ними в природе.
Все перечисленные пункты – это обязательная база знаний. Их ребенок может получить как дома, так и на подготовительных курсах.
Психологический аспект
Однако, достаточные знания не гарантируют ребенку успешность в обучении в школе. Не менее важен психологический аспект. Что входит в это понятие?
1 факт
Во-первых, достаточная сформированность высших психических функций. Таких как внимание, память. Особенно это характерно для детей, имевших при рождении или в дошкольном возрасте неврологические трудности. А также дети, отданные в школу раньше семилетнего возраста. Многие педагоги не рекомендуют обучение в школе в 6 лет. В этом возрасте ведущей деятельностью является игра. Психологически ребенок еще не настроен на получение знаний, преподнесенных не в игровой форме. Его мозг не воспринимает информацию через несколько минут после начала урока, так как произвольное внимание в достаточной степени еще просто не развито.
2 факт
Во-вторых, есть ли желание идти в школу. Ребенок, готовый к школе осознает и понимает обязательность этого мероприятия: готовится стать учеником, постоянно говорит об этом, выбирает школьный рюкзак и другие школьные вещи, предвкушая поход в школу.
Подведем итоги
Подготовку детей педагоги рекомендуют начинать за полтора-два года до поступления в школу. Так полученные знания успеют приобрести осознанный характер, будет прививаться определенная дисциплина (обязательность занятий подготовки домашних заданий). К тому же родители сами и с помощью педагога вовремя заметят и смогут исправить недостатки в знаниях и умениях.