Воспитание у детей усидчивости и дисциплины
Наконец-то наступило 1 сентября! Взволнованные мамы-папы, радостные первоклассники. Ваш ребенок с удовольствием пошел в школу, ему все нравится. Все довольны. Но проходит некоторое время, и Ваш малыш начинает поговаривать, что в школе неинтересно и делать там нечего. Следом за этими разговорами, посыпались замечания и жалобы учительницы: на уроках невнимательный, балуется, мешает всему классу.
Домашние «разборки» заканчиваются обещаниями первоклашки исправиться, но опять все повторяется.
Но какие-то меры принимать необходимо. И здесь родители должны уяснить себе, какие требования предъявляются к первокласснику и как выполнять их, чтобы лишний раз не травмировать малыша.
Первое – чему должен научиться первоклассник? В учебном плане четко определены задачи: научить детей читать, писать и считать. Активный ребенок с трудом выдерживает урок с однообразным повторением одних и тех же действий, будь то чтение, счет или письмо. Этот непоседа, пришедший в школу умным и сообразительным, со временем начинает заметно отставать в учебе от своих более спокойных и дисциплинированных одноклассников.
Если у ребенка проблемы с чтением, приучите его читать текст, водя пальчиком по строчке. Это поможет ему не терять читаемую строку, не допускать пропуска слов. Разрешите ему карандашом делать в тексте пометки (важного абзаца, труднопроизносимого слова и т.п.). Можно для интереса отдельные темы отмечать специальными значками, которые ребенок придумает сам. Научите читать его вслух ритмично – запятая – неглубокий вдох, точка – вдох обычный. Так ребенок будет лучше понимать содержание прочитанного.
Во время чтения текста спросите у ребенка, видит ли он мысленно то, о чем читает. Предложите ему посмотреть «кино» о прочитанном. Этот прием хорошо влияет на запоминание сюжета и образов.
У многих первоклассников возникают проблемы, когда им приходится записывать свои мысли. Чтобы помочь своему ребенку справиться с этой проблемой, предложите ему вместе с Вами составить схему. Определив главное, о чем он хочет поведать, объясните, что это и есть тема его рассказа, и предложите записать ее в центре листочка, поместив в кружок. Затем следует выяснить, о чем он думает более конкретно по данной теме. Эти мысли, каждую отдельно (подтемы), пусть первоклассник запишет в кружочках поменьше, размещенных под главной темой, а потом проведет от них линии к центральному кружку. Это поможет ученику воочию увидеть изложенную мысль на бумаге. После этого научите его составлять план и кратко изложить главные мысли. Проведя такую предварительную подготовку, Вы обязательно поможете своему ребенку научится писать сочинения.
Для более легкого пути преодоления проблемы со счетом, используйте игровые элементы – считайте палочки, кубики, конфеты и т.п. Сочиняя задачку, привлеките ребенка к рисованию, например, 10 шариков, попросите зачеркнуть 3, которые якобы лопнули. Спросите, сколько целых шариков осталось. На конкретном рисунке ребенок видит процесс вычитания.
Научите его различать математические знаки (–, +, х, :), путь он назовет их вслух и скажет, что обозначает каждый, каков будет результат от их применения. Знак «минус», например, будет уменьшать количество яблок, а «плюс» – увеличивать.
При помощи мамы (папы, бабушки…) он легко усвоит материал и ликвидирует свое отставание. Вполне возможно, что наш непоседа станет лучше вести себя в школе. Уже тот факт, что он наравне со всеми усваивает учебный материал, позволит педагогу пробудить в нем интерес к учебе, постоянно подчеркивая, что он вполне может стать лучшим учеником в классе. А этот мотив очень важен даже для шестилетки. И есть надежда, что всю свою неуемную энергию Ваш ребенок на уроке будет тратить на то, чтобы первым решить примеры, первым поднять руку, чтобы раньше всех ответить на заданный учителем вопрос.