Развитие мышления у ребенка

Основные стадии развития логического мышления у ребенка описаны французским психологом Жаном Пиаже.

Развитие мышления у детей

По его теории, развитие мышления у ребенка с младенчества идет в четыре стадии.

Первая стадия – сенсомоторная, длится от рождения и до двух лет.

Младенец основывает свои действия на рефлексах, он не может думать, действия идут неосознанно. Малыш не может идентифицировать себя отдельно, вне окружающего мира.

Первая стадия сама по себе разбита на шесть этапов.

  • Первый – бессознательный, врожденный рефлекс.
  • Второй этап – действия повторяются.
  • На третьем этапе – воспроизведение своих движений, которые запомнились и дали какие – то положительные эмоции.
  • Четвертый этап – увеличивается способность к продлению движений, которые вызывают повышенный интерес у ребенка.
  • Пятый – обнаружение других способов получения интересующих результатов.
  • Последний шестой этап – обнаружение способности символически представлять какие-то действия. На этом этапе, родители ускоряют процесс обучения, словесно выражая мысли ребенка.

Вторая стадия – дооперациональная, длится от двух и до семи лет.

Дети на данном этапе могут отличить определенные предметы, знать, как они будут выглядеть, могут назвать этот предмет, но не имеют представления о том, как будет выглядеть этот предмет в других определенных условиях.

На втором этапе дооперациональной стадии у ребенка уже появляются определенные знания, он может делать сравнение и думать о результате последующих действий. Заключения не носят систематический характер. Ребенок учится запоминать и классифицировать.

Третья стадия – конкретных операций, проходит от семи и до одиннадцати лет.

Дети получают понятие пространства, времени и количества. Например, ребенок в семь лет, переливая жидкость из узкого сосуда в широкий, будет считать, что в широком жидкости будет меньше, то в одиннадцать лет он понимает, что количество жидкости не зависит от формы сосуда.

На этой стадии идет усвоение понятия последовательности. От меньшего, к большему. Сразу развивается наглядно-действенное мышление, а затем уже образное или словесное. На этой стадии мышление детей активно развивается в школе.

Четвертая стадия – формальных операций у детей от одиннадцати лет и старше. Основана на способности ребенка запоминать определенные предметы, делать логические заключения о результатах после перестановки последовательности. Обучение младших школьников идет на словесном уровне, а в средних классах, когда описание предмета усложняется – на абстрактном. Ученики начальных классов дают категоричную утвердительную оценку предмету, не терпящую никаких изменений. Уже в одиннадцать лет ребенок дает развернутую характеристику предмету или действию.

Общение родителей и детей

На всех этапах развития, родители, общаясь с ребенком на словесном уровне, ускоряют развитие логического мышления.

Помогла статья? Оцените её
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...