Какие проблемы возникают при переходе из начальной школы в среднее звено
Ребенок заканчивает начальную школу и переходит в пятый класс. Ну что такого? Закончил четвертый, перешел в пятый. Какие проблемы, кажется родителям. Оказывается здесь все не так просто. И этот переход – один из кризисных моментов школьной жизни. Так в чем же сложности.
Главная сложность: от одной учительницы к нескольким учителям.
Первые четыре года школьники находились под крылом своей учительницы, которая с ними была постоянно, на уроках, на переменах. Учительница начальных классов этакая курочка-наседка. У нее, как правило, один класс, которым она занята целиком и полностью. Она одна ведет все предметы, знает учеников от и до. Дети бегут к ней со всеми своими проблемами. Начальная школа все-таки ближе к детскому саду.
И вот дети переходят в пятый класс. Здесь они могут себя почувствовать более взрослыми. Конечно, у них есть классный руководитель, но у него кроме своего класса есть еще ученики. Дети получили большую свободу. За ними уже нет постоянного присмотра. На каждом уроке с детьми работают учителя-предметники. У них свои требования, кто-то мягче, кто-то жестче.
И вот здесь пятиклассники начинают вести себя по-разному.
Одни, более робкие, комфортно чувствовали себя с одной учительницей. Без постоянного присмотра они становятся более тревожными. Им одиноко. Они часто бегают к своей первой учительнице. Так им спокойнее. Адаптация для таких детей проходит достаточно тяжело.Родителям стоит быть очень внимательными к таким детям. С ними надо разговаривать, обсуждать все школьные дела, подбадривать. Чем больше дети будут проговаривать сложную ситуацию, тем скорее адаптируются к новым для себя условиям.
Другие дети рады свободе. Над ними нет постоянного контроля, и они просто счастливы. Такие ребята обегут всю школу, залезут в каждый уголок. Но и у них возникают проблемы. Из-за обретенной свободы падает дисциплина, страдает учебный процесс, снижается успеваемость.
Именно поэтому в четвертом классе могло быть 15 хорошистов, а в пятом останется только 7. С этими детьми также надо быть очень внимательными. Если сейчас они привыкнут к сплошной свободе, то «собрать» их потом будет очень сложно.
Действия учителей и родителей.
Чтобы адаптация пятиклассников прошла безболезненно, учителя и родители должны действовать сообща. Учителя должны обеспечить плавный переход от одного учителя к нескольким. Это значит, что повышать свои требования надо не резко, а постепенно, когда дети уже несколько привыкнут к новым условиям и научаться доверять новым людям.
Адаптация к новым условиям явление временное. В среднем она длится от 2-3 недель до 2 месяцев. К концу этого периода все дети привыкнут и к учителям, и к тому, что надо переходить из одного кабинета в другой, и к тому, что они теперь не самые старшие среди малышей, а самые маленькие среди больших.
Все проходили через это. С чуткой поддержкой взрослых сделать это будет проще. Помогайте детям, вселяйте в них уверенность, и все у них будет хорошо.